Иван Бернаков: «Этот город - наш с тобою!»
«Человек дела и действия». Именно так некогда назвали коллеги Ивана Михайловича Бернакова, экс-вице-мэра Николаева времен «лихих» 90-х, покинувшего эту должность в начале 2000-х, позже весьма успешно освоившего строительство в банке «Аваль» и в туристической фирме, и только этой весной, накануне своего 70-летия, вышедшего на заслуженный отдых. Несмотря на это, Иван Михайлович остается столь же активным, как и во времена своего «вице-мэрства»: кажется, годы не берут того, кто когда-то клал свое здоровье и нервы на то, чтобы Николаев разрастался и процветал. У «старой гвардии» бывших отцов города фамилия Бернакова и поныне на слуху, а «молодая» с почтением утверждает: знаем, слышали...
По Станиславскому «жить – это значит, действовать». А Эмиль Золя считал, что «деятельность заключает награду в самой себе. Действовать, создавать, вступать в борьбу с обстоятельствами, побеждать их или чувствовать себя побежденным – вот вся радость...». Как будто про него сказано. Сколько пережито бессонных ночей, когда что-то не ладилось на строительных объектах, когда аварии по линии ЖКХ грозили на долгое время лишить город воды, света, тепла. И какое радостное чувство накрывало его, когда все препоны оставались позади, и город, давно ставший для него, коренного сибиряка, родным и любимым, мог заснуть спокойно!
Иван Михайлович – уроженец Иркутской области, родился в большой крестьянской семье сразу после войны, поэтому о тех суровых голодных годах знает не понаслышке. Помогать родителям по дому, по хозяйству пришлось с малолетства, а в старших классах Каменской десятилетки – работать в поле наравне со старшими, пасти коров для того, чтобы иметь возможность купить одежду и учебники. Нынешним школьникам такое в диковинку! Ближе к окончанию школы юноша стал задумываться над извечным вопросом: кем быть? Душа стремилась к «стальным птицам»: он хотел стать авиационным техником. Но поступить в соответствующее иркутское училище не довелось по семейным обстоятельствам. Иван Бернаков отправился к дяде в Николаев, чтобы стать курсантом Николаевского мореходного училища. Дядя А.И. Петухов, кстати, был военным летчиком, участвовавшим в освобождении нашего города и впоследствии окончившим войну в Берлине.
Итак, летом 1963 года, после многосуточного путешествия в поезде, «проглотившего» около семи тысяч километров, он прибыл в город на стыке южных рек. До сих пор помнит, как его, северянина, поразило обилие фруктов и особенно то, что они спокойно свисали с ветвей прямо на улице! И тут судьба снова сделала лихой разворот: в мореходку Бернаков не поступил – опоздал. В вуз – тем более. Зато в ПТУ места были... на специальность «монтажник-высотник стальных и железобетонных конструкций». Модное в те времена занятие и романтическое: несколькими годами ранее на экраны вышел фильм «Высота», и множество мальчишек горело желанием «с высоты послать привет»...
Училище Иван Бернаков, уже тогда принимавший активное участие в общественной работе, окончил на «отлично», получив повышенный 4-й разряд. Его охотно приняли в НСУ-28, и первое рабочее «крещение» он принял на строительстве ЮТЗ «Заря». Затем была служба в армии в Закарпатье и... возвращение в НСУ-28.
Не проходит и десятка лет, как рядовой монтажник Иван Михайлович Бернаков вырастает в одного из руководителей треста «Судопромстрой», становится заместителем управляющего. Такая стремительная карьера даже в те годы была редкостью. Хотя люди инициативные и умелые всегда были «на прицеле» у руководства. Без отрыва от производства, как говорится, он получает-таки высшее образование, закончив Одесский инженерно-строительный институт и получив диплом инженера-строителя.
Связав жизнь со стройкой, он принимал участие в возведении «знаковых» для Николаева и юга Украины объектов: заводов «Заря», «Океан», пивзавода «Янтарь», Вознесенского кожевенного завода, доменной печи №9 завода «Криворожсталь», Одесского припортового завода, НГЗ, высоковольтных линий электропередачи. В 1969 году, еще будучи монтажником-высотником, он был впервые избран депутатом Николаевского горсовета и оставался им... до 1993 года! Иван Бернаков был в составе комиссии по физкультуре и спорту, и смело может записать в перечень ее славных дел строительство спортшколы «Надежда», где он был председателем депутатского поста.
В конце 1983 года Бернакова пригласили на работу в государственные структуры. А вышло это так. Тогда он работал в «Судопромстрое», и всем руководителям вменялось, кроме их непосредственных обязанностей, «вести» какой-либо серьезный объект, отвечая за ход его строительства и своевременную сдачу. Иван Михайлович отвечал за строительство почтамта на Сортировке (новый железнодорожный вокзал тоже строился в то время). Он вспоминает: «Дождь, ветер... Мы занимаемся разметкой фундаментов... И тут приезжает водитель управляющего трестом А.П. Лунина: срочно бросайте все, снимайте резиновые сапоги, Анатолий Петрович поручил отвезти вас кое-куда... Это значило – в кабинет Леонида Гавриловича Шараева, тогдашнего руководителя области. И уже он проинформировал о том, что меня рекомендовали на государственную службу: сдавайте дела и через два дня выходите на новую работу. Я был ошарашен, но быстро взял себя в руки... Так началась моя самая интересная, хлопотная, беспокойная и ответственная работа по координации действий предприятий строительства и городского хозяйства. Начиная ее, подумал: опыт есть, знания тоже, и давай работать по-своему. Но прислушивался и к коллегам, советовавшим не оставлять дела на завтра, если их можно сделать сегодня: завтра их может быть еще больше. И еще один совет, которому следую и по сей день: документ, который готовишь, должен быть написан таким образом, чтобы его смысл мог понять любой человек...».
Годы, проведенные на госслужбе, Иван Бернаков считает лучшими в своей жизни. Особенно период подготовки к празднованию 200-летия Николаева, которое планировалось провести с большим размахом. «Я был счастлив попасть в такой «водоворот» обязанностей, горжусь тем, что мой труд был полезен горожанам... Тогда среди них, от рядового рабочего до руководителя завода, ощущался большой патриотический подъем. Первое, за что я взялся, – проанализировал состояние дел в строительстве и городском хозяйстве и пришел к подготовке оптимальных и выполнимых мероприятий на ближайшие 6 лет. После их утверждения дело пошло. Так, к 200-летию Николаева началась застройка проспекта Ленина от проспекта Октябрьского до ул. Карпенко объектами жилья и соцкультбыта повышенной этажности. Тогда на весь главный городской проспект приходилось всего две многоэтажки на ул. 3-й Слободской (Дзержинского). Согласно генеральному плану города, кварталы от ул. 6-й до 11-й Слободской (микрорайон 109) с правой стороны движения в сторону центра должны были стать молодежным жилым микрорайоном, с детскими садами, магазинами, аптеками и т.д. Согласно утвержденным горисполкомом мероприятиям, принимать участие в этом строительстве были обязаны все крупные городские предприятия независимо от их расположения. Началось строительство ДК завода им. 61 коммунара (нынешний «Сити-центр»), застройка Херсонского шоссе, проспекта Мира. Было намечено строительство двух мостов – с Намыва через Южный Буг и в Матвеевке, для освобождения центра города от большегрузного транспорта, завершение строительства «замороженных» объектов и долгостроев, таких, как котельная в Промзоне, железнодорожный вокзал, плавбассейн «Водолей»... Впервые за всю историю Николаева в 1984 году было введено в строй 284 тыс. кв. м жилья, в том числе – 30 тыс. кв. м индивидуальной частной постройки. Воздвигались памятники, и мне приходилось иногда руководить этим процессом, в частности, установкой скульптуры Т.Г. Шевченко, бюста Н.П. Леонтовича у Николаевского зоопарка, стелы Победы на одноименной площади. А также – строительством детского городка «Сказка», переоборудованием здания бывшего облисполкома в музей им. В.В. Верещагина. Но главным символом 200-летия города стал памятник корабелам и флотоводцам, спроектированный Всеукраинским обществом архитекторов. Монумент был изготовлен судостроительными заводами по частям, за сэкономленные ими средства. Фундамент памятника и работы по благоустройству выполнил «Облремстройтрест» (управляющий В.П. Яковенко). Здесь планировалась разбивка парка с фонтанами, но на них не хватило денег. Объектом особой важности считался гормолокозавод (ныне «Лакталис»). Он строился в период 1983-89 годов, и поначалу не слишком активно. А мы смогли за 9 месяцев освоить средства, планируемые на 2 года, смонтировать итальянское оборудование и ввести его в строй к празднику... Работали, как говорится, на конечный результат, но многое, к сожалению, из запланированного выполнить не успели. В том числе набережные между Ингульским и Варваровским мостами, на Намыве, с берегоукреплением и благоустройством, которые был обязан выполнить ЧСЗ».
За подготовку и проведение празднования 200-летия Николаева, накануне юбилея, Указом Президиума Верховного Совета СССР Иван Михайлович Бернаков был награжден орденом Почета.
Отгремел главный городской праздник, и ему предложили должность заместителя председателя горисполкома по вопросам функционирования и развития жилищно-коммунального хозяйства. Председателем был тогда А.Ф. Молчанов, а за 10 лет работы на этой должности Бернакову посчастливилось потрудиться бок о бок с пятью мэрами.
В те времена, по словам Ивана Михайловича, в городе ежедневно случалось до 36 утечек на сетях водопровода и канализации из-за их износа, отдельные трубы которых прокладывались еще в 1903 году. Страдали от утечек и дороги: их просто не успевали ремонтировать. Предприятие располагало всего двумя экскаваторами с ковшами, объемом по 0,5 кубометра, и четырьмя насосами «Андижанец». Производственная база была крайне слабой. Очистные сооружения водопровода и канализации находились в аварийном состоянии. Почему же было столько утечек? По словам И.М. Бернакова, вода подавалась из Ингулецкой оросительной системы на очистные сооружения, а затем – населению, строго по графику. Уходя на работу, жители набирали ее в емкости и ванны – про запас. А вечером происходил практически одномоментный спуск ее в канализацию. При этом, из-за подачи ее одновременно в больших количествах, происходили так называемые «гидравлические удары», отчего и рвались трубы. Когда запускался водовод «Днепр-Николаев», тоже к 200-летнему юбилею города, именно Иван Михайлович Бернаков доказал руководству области, что подача воды по графику губительна для сетей водопровода и канализации. Поступил приказ: отменить график. «Потребление воды городом сразу уменьшилось с 220 тыс. куб. м в сутки до 165 тыс., качество ее улучшилось, а порывы на сетях сократились до 8-ми в сутки», – говорит экс-вице-мэр.
Тогда же он создал свою собственную систему организации работы и контроля, эффективность которой поминают добрым словом и сегодня. Так, вторники он посвящал проблемам «Николаевводоканала» (любимого своего «детища», где Бернаков инициировал кадровую смену, и с его подачи предприятие возглавил В.С. Тельпис, которого Иван Михайлович и поныне считает лучшим руководителем), четверги – теплоснабжению и подготовке к зиме, пятницы – санитарной очистке и благоустройству, и так далее. Соответствующие планы и мероприятия им жестко контролировались, причем не из теплого кабинета, а из самых «узких мест». Раз в две недели Иван Михайлович во главе комиссии оценивал санитарное состояние районов. По результатам таких объездов определяли лучшие район, улицу, квартал, дом. «Как правило, больше первых мест традиционно получал Ленинский (Ингульский) район, – вспоминает Бернаков. – Кроме того, под моим руководством четко функционировали санитарная инспекция по благоустройству, административная комиссия, которые строго наказывали за упущения в работе».
В начале 90-х годов правительством Украины было принято решение о строительстве центра по переработке грузов в городе Николаеве. Для этого была выделена земля на выезде из города по Баштанской трассе, за мостом. Бесплатный проект подготовила фирма «Доренье» концерна «Мерседес-Бенц». «В качестве руководителя группы по осуществлению проекта, в составе правительственной делегации я посетил Штутгарт и Бремен, где имелся такой центр. Задумка была хорошей, но из-за отсутствия финансирования дело застопорилось...».
Сейчас мало кто знает, но идея создания ОСМД родилась еще в середине 90-х, и главным энтузиастом ее стал Иван Михайлович. Летом 1995 года в составе группы, собранной по всей Украине, он проходил обучение в Вашингтоне на предмет внедрения так называемых «кондоминиумов». После чего, во многом благодаря его усилиям, в Николаеве появилось около сотни ОСМД.
Следующим серьезным проектом, которым он занимался, стал ремонт ортотропной поворотной плиты Южнобугского моста. Мост необходимо было закрывать, наводить понтонную переправу в селе Гурьевка и паромную переправу на Варваровку. Для плиты требовалась особая сталь. «Мы обратились к правительству, и нам предложили 102 тонны корабельной стали АК-25, которая еще никогда не применялась в таких целях. Но рискнули – и не ошиблись. В.И. Матвеев, тогдашний глава города, лично нашел электросварщиков и организовал процесс. Весь ремонт моста выполнял «Мостоотряд №73». Работы, запланированные на полгода, велись в две смены и были завершены досрочно, за три месяца, – говорит Бернаков. – Помогли ежедневные «оперативки», дух и настрой строителей».
Николаевцы еще помнят две вспышки холеры, «накрывшие» город в 1993 и 1995 годах. По свидетельству Ивана Михайловича, возглавлявшего штаб и комиссию по их ликвидации, во время первой было зарегистрировано 530 заболевших, во время второй – 425. Город был фактически на военном положении, но справился с напастью. Иван Михайлович с помощью народных депутатов В.И. Матвеева, В.М. Заплатинского и В.С. Горбачева сумел выбить у Кабмина нужную сумму для спасения Николаева от холерного вибриона, и помог в этом тогдашний премьер В.П. Пустовойтенко, наш земляк родом из Березанки. В «верхах» заметили и оценили инициативу и старания николаевского вице-мэра, предложив ему должность заведующего сектором Кабинета Министров по вопросам ЖКХ. Но он отказался, не захотев бросать город, переживший не самое лучшее время в своей истории.
«Шведский опыт» по ремонту дорог, санитарной очистке, утилизации твердых бытовых отходов, который Бернаков перенимал в составе группы руководителей жилищно-коммунальных предприятий в Гетеборге, помог ему в дальнейшей работе. Именно тогда впервые встал вопрос о строительстве мусороперерабатывающего завода на полигоне ТБО. Немецкая фирма «Альфатер» была не против его построить на 5 гектарах полигона, но руководство города на это не пошло из экологических соображений. Зато обустройство автомобильных переездов через трамвайные пути оказалось удачным. Образец чугунной плитки для переездов привезли из Таганрога. На ЧСЗ его изучили и изготовили аналогичную плитку в заданном количестве. Передали ее в «Николаевводоканал» в счет долга за потребленную предприятием воду, а уж «Николаевводоканал» отдал плитку городу. Так появились 6 переездов – на пр. Мира – ул. Строителей, пр. Центральном – ул. Декабристов и т.д.
Особой заботой Ивана Михайловича был ремонт городских дорог после зимы: «В мое время все дорожные предприятия работали по заказам местных советов, особенно по ямочному ремонту. Привлекали и областные предприятия, если тем позволяли мощности и это не несло ущерба их основным работам. К 1 апреля каждого года обычно уже подводили итоги по ямочному ремонту и дальше занимались текущим и капитальным, в первую очередь – в местах массового передвижения горожан во время весенних праздников и повышенной аварийности».
В бытность Бернакова заместителем городского головы, любой человек, работающий в николаевской системе ЖКХ, был уверен: обмануть, предоставить ему недостоверные сведения практически невозможно. Он знал, где расположен почти каждый основной трубопровод, и это не преувеличение. Мог и в канализационный колодец спуститься при необходимости, не боясь запачкаться. Как это было, в частности, при предполагаемом порыве теплотрассы большого диаметра на пересечении ул. Московской – Спасской и чему я была свидетельницей. Трасса питала весь центр города и здание Николаевской ОГА. Спустившись в колодец, Иван Михайлович тут же заметил признаки значительной коррозии трубы из-за подтопления и нарушение ее теплоизоляции. Выяснив у главного инженера ТЭЦ Юрия Шевченко, каковы толщина стенки и рабочее давление в ней, И.М. Бернаков распорядился не менять ее, а зачистить, покрасить, восстановить изоляцию и... эксплуатировать дальше. Что интересно: прошло 18 лет, а эта труба ни разу еще с тех пор не «побеспокоила» ремонтников...
Когда впервые в Николаеве произошли взрывы газа в жилых домах, сначала на ул. Молодогвардейской – пр. Богоявленском, затем во дворе, ограниченном пр. Центральным – ул. Колодезной и 3-й Слободской, Иван Михайлович вместе со спасателями доставал из завалов девятерых погибших из 5-этажного жилого дома на Молодогвардейской, троих – из 9-этажки на пр. Центральном. «Конечно, это жутко, – вспоминает он. – Хотя я когда-то три года работал техническим инспектором обкома профсоюза работников строительства и промстройматериалов, расследовал 86 смертельных и более 300 несчастных случаев в строительной отрасли».
Созиданием не перестал заниматься И.М. Бернаков и после того, как покинул строй «отцов города». Хотя возглавлявший в те годы область А.Н. Гаркуша хотел бы видеть его своим заместителем. И снова Иван Михайлович отказался, ответив, что он оставил преемникам свою систему работы, воспитал кадры, которым теперь – дорога. Он из тех, чье кредо – не делать карьеру любыми средствами, а просто работать на благо общества.
Несколько лет он провел в должности исполнительного директора ООО «Аваль-эталон», затем, став техническим директором туристической компании ООО «Визит-Альянс», занимающейся детским отдыхом и туризмом, он руководил возведением спального корпуса в детском оздоровительном лагере на Арабатской стрелке, под его началом были введены в эксплуатацию два корпуса оздоровительного комплекса «Жемчужина» в Очакове и аквапарк на 800 посещений в сутки. Он гордится и этими объектами, «крайними» в длиннейшем списке им подобных. Ведь «не печаль и не блаженство жизни цель: она зовёт нас к труду, в котором бодро мы должны идти вперёд».
Завтра, 13 мая, Иван Михайлович Бернаков отпразднует свое 70-летие. Он благодарит всех, с кем его сводила судьба на николаевских стройках, объектах ЖКХ, во властных кабинетах, и в их числе А.Ф. Молчанова, Н.В. Бобырева, Н.В. Балакирева, Л.В. Кисличенко, В.П. Яковенко, В.И. Матвеева, В.А. Дыренко, Ю.И. Сандюка, А.Я. Бердникова, С.В. Прудкого и многих других.
А «Вечерка», в свою очередь, поздравляет с этой датой и его, и семью: двоих сыновей – Владимира и Дениса, жену Людмилу, которая много лет терпеливо проработала с ним плечом к плечу на «Николаевводоканале», в специнспекции по благоустройству горисполкома, и знакома с беспокойной, хлопотной, но нужной работой мужа не понаслышке. С юбилеем, Иван Михайлович!
Елена Кураса.
На снимках из личного архива И.М. Бернакова: «За спиной – весь город!»; он и бригада НСУ-28, монтировавшая памятник «Стальной солдат» в Новой Одессе; на строительстве НГЗ; члены исполкома Николаевского горсовета во главе с председателем А.Ф. Молчановым, 1990 год.
По Станиславскому «жить – это значит, действовать». А Эмиль Золя считал, что «деятельность заключает награду в самой себе. Действовать, создавать, вступать в борьбу с обстоятельствами, побеждать их или чувствовать себя побежденным – вот вся радость...». Как будто про него сказано. Сколько пережито бессонных ночей, когда что-то не ладилось на строительных объектах, когда аварии по линии ЖКХ грозили на долгое время лишить город воды, света, тепла. И какое радостное чувство накрывало его, когда все препоны оставались позади, и город, давно ставший для него, коренного сибиряка, родным и любимым, мог заснуть спокойно!
Иван Михайлович – уроженец Иркутской области, родился в большой крестьянской семье сразу после войны, поэтому о тех суровых голодных годах знает не понаслышке. Помогать родителям по дому, по хозяйству пришлось с малолетства, а в старших классах Каменской десятилетки – работать в поле наравне со старшими, пасти коров для того, чтобы иметь возможность купить одежду и учебники. Нынешним школьникам такое в диковинку! Ближе к окончанию школы юноша стал задумываться над извечным вопросом: кем быть? Душа стремилась к «стальным птицам»: он хотел стать авиационным техником. Но поступить в соответствующее иркутское училище не довелось по семейным обстоятельствам. Иван Бернаков отправился к дяде в Николаев, чтобы стать курсантом Николаевского мореходного училища. Дядя А.И. Петухов, кстати, был военным летчиком, участвовавшим в освобождении нашего города и впоследствии окончившим войну в Берлине.
Итак, летом 1963 года, после многосуточного путешествия в поезде, «проглотившего» около семи тысяч километров, он прибыл в город на стыке южных рек. До сих пор помнит, как его, северянина, поразило обилие фруктов и особенно то, что они спокойно свисали с ветвей прямо на улице! И тут судьба снова сделала лихой разворот: в мореходку Бернаков не поступил – опоздал. В вуз – тем более. Зато в ПТУ места были... на специальность «монтажник-высотник стальных и железобетонных конструкций». Модное в те времена занятие и романтическое: несколькими годами ранее на экраны вышел фильм «Высота», и множество мальчишек горело желанием «с высоты послать привет»...
Училище Иван Бернаков, уже тогда принимавший активное участие в общественной работе, окончил на «отлично», получив повышенный 4-й разряд. Его охотно приняли в НСУ-28, и первое рабочее «крещение» он принял на строительстве ЮТЗ «Заря». Затем была служба в армии в Закарпатье и... возвращение в НСУ-28.
Не проходит и десятка лет, как рядовой монтажник Иван Михайлович Бернаков вырастает в одного из руководителей треста «Судопромстрой», становится заместителем управляющего. Такая стремительная карьера даже в те годы была редкостью. Хотя люди инициативные и умелые всегда были «на прицеле» у руководства. Без отрыва от производства, как говорится, он получает-таки высшее образование, закончив Одесский инженерно-строительный институт и получив диплом инженера-строителя.
Связав жизнь со стройкой, он принимал участие в возведении «знаковых» для Николаева и юга Украины объектов: заводов «Заря», «Океан», пивзавода «Янтарь», Вознесенского кожевенного завода, доменной печи №9 завода «Криворожсталь», Одесского припортового завода, НГЗ, высоковольтных линий электропередачи. В 1969 году, еще будучи монтажником-высотником, он был впервые избран депутатом Николаевского горсовета и оставался им... до 1993 года! Иван Бернаков был в составе комиссии по физкультуре и спорту, и смело может записать в перечень ее славных дел строительство спортшколы «Надежда», где он был председателем депутатского поста.
В конце 1983 года Бернакова пригласили на работу в государственные структуры. А вышло это так. Тогда он работал в «Судопромстрое», и всем руководителям вменялось, кроме их непосредственных обязанностей, «вести» какой-либо серьезный объект, отвечая за ход его строительства и своевременную сдачу. Иван Михайлович отвечал за строительство почтамта на Сортировке (новый железнодорожный вокзал тоже строился в то время). Он вспоминает: «Дождь, ветер... Мы занимаемся разметкой фундаментов... И тут приезжает водитель управляющего трестом А.П. Лунина: срочно бросайте все, снимайте резиновые сапоги, Анатолий Петрович поручил отвезти вас кое-куда... Это значило – в кабинет Леонида Гавриловича Шараева, тогдашнего руководителя области. И уже он проинформировал о том, что меня рекомендовали на государственную службу: сдавайте дела и через два дня выходите на новую работу. Я был ошарашен, но быстро взял себя в руки... Так началась моя самая интересная, хлопотная, беспокойная и ответственная работа по координации действий предприятий строительства и городского хозяйства. Начиная ее, подумал: опыт есть, знания тоже, и давай работать по-своему. Но прислушивался и к коллегам, советовавшим не оставлять дела на завтра, если их можно сделать сегодня: завтра их может быть еще больше. И еще один совет, которому следую и по сей день: документ, который готовишь, должен быть написан таким образом, чтобы его смысл мог понять любой человек...».
Годы, проведенные на госслужбе, Иван Бернаков считает лучшими в своей жизни. Особенно период подготовки к празднованию 200-летия Николаева, которое планировалось провести с большим размахом. «Я был счастлив попасть в такой «водоворот» обязанностей, горжусь тем, что мой труд был полезен горожанам... Тогда среди них, от рядового рабочего до руководителя завода, ощущался большой патриотический подъем. Первое, за что я взялся, – проанализировал состояние дел в строительстве и городском хозяйстве и пришел к подготовке оптимальных и выполнимых мероприятий на ближайшие 6 лет. После их утверждения дело пошло. Так, к 200-летию Николаева началась застройка проспекта Ленина от проспекта Октябрьского до ул. Карпенко объектами жилья и соцкультбыта повышенной этажности. Тогда на весь главный городской проспект приходилось всего две многоэтажки на ул. 3-й Слободской (Дзержинского). Согласно генеральному плану города, кварталы от ул. 6-й до 11-й Слободской (микрорайон 109) с правой стороны движения в сторону центра должны были стать молодежным жилым микрорайоном, с детскими садами, магазинами, аптеками и т.д. Согласно утвержденным горисполкомом мероприятиям, принимать участие в этом строительстве были обязаны все крупные городские предприятия независимо от их расположения. Началось строительство ДК завода им. 61 коммунара (нынешний «Сити-центр»), застройка Херсонского шоссе, проспекта Мира. Было намечено строительство двух мостов – с Намыва через Южный Буг и в Матвеевке, для освобождения центра города от большегрузного транспорта, завершение строительства «замороженных» объектов и долгостроев, таких, как котельная в Промзоне, железнодорожный вокзал, плавбассейн «Водолей»... Впервые за всю историю Николаева в 1984 году было введено в строй 284 тыс. кв. м жилья, в том числе – 30 тыс. кв. м индивидуальной частной постройки. Воздвигались памятники, и мне приходилось иногда руководить этим процессом, в частности, установкой скульптуры Т.Г. Шевченко, бюста Н.П. Леонтовича у Николаевского зоопарка, стелы Победы на одноименной площади. А также – строительством детского городка «Сказка», переоборудованием здания бывшего облисполкома в музей им. В.В. Верещагина. Но главным символом 200-летия города стал памятник корабелам и флотоводцам, спроектированный Всеукраинским обществом архитекторов. Монумент был изготовлен судостроительными заводами по частям, за сэкономленные ими средства. Фундамент памятника и работы по благоустройству выполнил «Облремстройтрест» (управляющий В.П. Яковенко). Здесь планировалась разбивка парка с фонтанами, но на них не хватило денег. Объектом особой важности считался гормолокозавод (ныне «Лакталис»). Он строился в период 1983-89 годов, и поначалу не слишком активно. А мы смогли за 9 месяцев освоить средства, планируемые на 2 года, смонтировать итальянское оборудование и ввести его в строй к празднику... Работали, как говорится, на конечный результат, но многое, к сожалению, из запланированного выполнить не успели. В том числе набережные между Ингульским и Варваровским мостами, на Намыве, с берегоукреплением и благоустройством, которые был обязан выполнить ЧСЗ».
За подготовку и проведение празднования 200-летия Николаева, накануне юбилея, Указом Президиума Верховного Совета СССР Иван Михайлович Бернаков был награжден орденом Почета.
Отгремел главный городской праздник, и ему предложили должность заместителя председателя горисполкома по вопросам функционирования и развития жилищно-коммунального хозяйства. Председателем был тогда А.Ф. Молчанов, а за 10 лет работы на этой должности Бернакову посчастливилось потрудиться бок о бок с пятью мэрами.
В те времена, по словам Ивана Михайловича, в городе ежедневно случалось до 36 утечек на сетях водопровода и канализации из-за их износа, отдельные трубы которых прокладывались еще в 1903 году. Страдали от утечек и дороги: их просто не успевали ремонтировать. Предприятие располагало всего двумя экскаваторами с ковшами, объемом по 0,5 кубометра, и четырьмя насосами «Андижанец». Производственная база была крайне слабой. Очистные сооружения водопровода и канализации находились в аварийном состоянии. Почему же было столько утечек? По словам И.М. Бернакова, вода подавалась из Ингулецкой оросительной системы на очистные сооружения, а затем – населению, строго по графику. Уходя на работу, жители набирали ее в емкости и ванны – про запас. А вечером происходил практически одномоментный спуск ее в канализацию. При этом, из-за подачи ее одновременно в больших количествах, происходили так называемые «гидравлические удары», отчего и рвались трубы. Когда запускался водовод «Днепр-Николаев», тоже к 200-летнему юбилею города, именно Иван Михайлович Бернаков доказал руководству области, что подача воды по графику губительна для сетей водопровода и канализации. Поступил приказ: отменить график. «Потребление воды городом сразу уменьшилось с 220 тыс. куб. м в сутки до 165 тыс., качество ее улучшилось, а порывы на сетях сократились до 8-ми в сутки», – говорит экс-вице-мэр.
Тогда же он создал свою собственную систему организации работы и контроля, эффективность которой поминают добрым словом и сегодня. Так, вторники он посвящал проблемам «Николаевводоканала» (любимого своего «детища», где Бернаков инициировал кадровую смену, и с его подачи предприятие возглавил В.С. Тельпис, которого Иван Михайлович и поныне считает лучшим руководителем), четверги – теплоснабжению и подготовке к зиме, пятницы – санитарной очистке и благоустройству, и так далее. Соответствующие планы и мероприятия им жестко контролировались, причем не из теплого кабинета, а из самых «узких мест». Раз в две недели Иван Михайлович во главе комиссии оценивал санитарное состояние районов. По результатам таких объездов определяли лучшие район, улицу, квартал, дом. «Как правило, больше первых мест традиционно получал Ленинский (Ингульский) район, – вспоминает Бернаков. – Кроме того, под моим руководством четко функционировали санитарная инспекция по благоустройству, административная комиссия, которые строго наказывали за упущения в работе».
В начале 90-х годов правительством Украины было принято решение о строительстве центра по переработке грузов в городе Николаеве. Для этого была выделена земля на выезде из города по Баштанской трассе, за мостом. Бесплатный проект подготовила фирма «Доренье» концерна «Мерседес-Бенц». «В качестве руководителя группы по осуществлению проекта, в составе правительственной делегации я посетил Штутгарт и Бремен, где имелся такой центр. Задумка была хорошей, но из-за отсутствия финансирования дело застопорилось...».
Сейчас мало кто знает, но идея создания ОСМД родилась еще в середине 90-х, и главным энтузиастом ее стал Иван Михайлович. Летом 1995 года в составе группы, собранной по всей Украине, он проходил обучение в Вашингтоне на предмет внедрения так называемых «кондоминиумов». После чего, во многом благодаря его усилиям, в Николаеве появилось около сотни ОСМД.
Следующим серьезным проектом, которым он занимался, стал ремонт ортотропной поворотной плиты Южнобугского моста. Мост необходимо было закрывать, наводить понтонную переправу в селе Гурьевка и паромную переправу на Варваровку. Для плиты требовалась особая сталь. «Мы обратились к правительству, и нам предложили 102 тонны корабельной стали АК-25, которая еще никогда не применялась в таких целях. Но рискнули – и не ошиблись. В.И. Матвеев, тогдашний глава города, лично нашел электросварщиков и организовал процесс. Весь ремонт моста выполнял «Мостоотряд №73». Работы, запланированные на полгода, велись в две смены и были завершены досрочно, за три месяца, – говорит Бернаков. – Помогли ежедневные «оперативки», дух и настрой строителей».
Николаевцы еще помнят две вспышки холеры, «накрывшие» город в 1993 и 1995 годах. По свидетельству Ивана Михайловича, возглавлявшего штаб и комиссию по их ликвидации, во время первой было зарегистрировано 530 заболевших, во время второй – 425. Город был фактически на военном положении, но справился с напастью. Иван Михайлович с помощью народных депутатов В.И. Матвеева, В.М. Заплатинского и В.С. Горбачева сумел выбить у Кабмина нужную сумму для спасения Николаева от холерного вибриона, и помог в этом тогдашний премьер В.П. Пустовойтенко, наш земляк родом из Березанки. В «верхах» заметили и оценили инициативу и старания николаевского вице-мэра, предложив ему должность заведующего сектором Кабинета Министров по вопросам ЖКХ. Но он отказался, не захотев бросать город, переживший не самое лучшее время в своей истории.
«Шведский опыт» по ремонту дорог, санитарной очистке, утилизации твердых бытовых отходов, который Бернаков перенимал в составе группы руководителей жилищно-коммунальных предприятий в Гетеборге, помог ему в дальнейшей работе. Именно тогда впервые встал вопрос о строительстве мусороперерабатывающего завода на полигоне ТБО. Немецкая фирма «Альфатер» была не против его построить на 5 гектарах полигона, но руководство города на это не пошло из экологических соображений. Зато обустройство автомобильных переездов через трамвайные пути оказалось удачным. Образец чугунной плитки для переездов привезли из Таганрога. На ЧСЗ его изучили и изготовили аналогичную плитку в заданном количестве. Передали ее в «Николаевводоканал» в счет долга за потребленную предприятием воду, а уж «Николаевводоканал» отдал плитку городу. Так появились 6 переездов – на пр. Мира – ул. Строителей, пр. Центральном – ул. Декабристов и т.д.
Особой заботой Ивана Михайловича был ремонт городских дорог после зимы: «В мое время все дорожные предприятия работали по заказам местных советов, особенно по ямочному ремонту. Привлекали и областные предприятия, если тем позволяли мощности и это не несло ущерба их основным работам. К 1 апреля каждого года обычно уже подводили итоги по ямочному ремонту и дальше занимались текущим и капитальным, в первую очередь – в местах массового передвижения горожан во время весенних праздников и повышенной аварийности».
В бытность Бернакова заместителем городского головы, любой человек, работающий в николаевской системе ЖКХ, был уверен: обмануть, предоставить ему недостоверные сведения практически невозможно. Он знал, где расположен почти каждый основной трубопровод, и это не преувеличение. Мог и в канализационный колодец спуститься при необходимости, не боясь запачкаться. Как это было, в частности, при предполагаемом порыве теплотрассы большого диаметра на пересечении ул. Московской – Спасской и чему я была свидетельницей. Трасса питала весь центр города и здание Николаевской ОГА. Спустившись в колодец, Иван Михайлович тут же заметил признаки значительной коррозии трубы из-за подтопления и нарушение ее теплоизоляции. Выяснив у главного инженера ТЭЦ Юрия Шевченко, каковы толщина стенки и рабочее давление в ней, И.М. Бернаков распорядился не менять ее, а зачистить, покрасить, восстановить изоляцию и... эксплуатировать дальше. Что интересно: прошло 18 лет, а эта труба ни разу еще с тех пор не «побеспокоила» ремонтников...
Когда впервые в Николаеве произошли взрывы газа в жилых домах, сначала на ул. Молодогвардейской – пр. Богоявленском, затем во дворе, ограниченном пр. Центральным – ул. Колодезной и 3-й Слободской, Иван Михайлович вместе со спасателями доставал из завалов девятерых погибших из 5-этажного жилого дома на Молодогвардейской, троих – из 9-этажки на пр. Центральном. «Конечно, это жутко, – вспоминает он. – Хотя я когда-то три года работал техническим инспектором обкома профсоюза работников строительства и промстройматериалов, расследовал 86 смертельных и более 300 несчастных случаев в строительной отрасли».
Созиданием не перестал заниматься И.М. Бернаков и после того, как покинул строй «отцов города». Хотя возглавлявший в те годы область А.Н. Гаркуша хотел бы видеть его своим заместителем. И снова Иван Михайлович отказался, ответив, что он оставил преемникам свою систему работы, воспитал кадры, которым теперь – дорога. Он из тех, чье кредо – не делать карьеру любыми средствами, а просто работать на благо общества.
Несколько лет он провел в должности исполнительного директора ООО «Аваль-эталон», затем, став техническим директором туристической компании ООО «Визит-Альянс», занимающейся детским отдыхом и туризмом, он руководил возведением спального корпуса в детском оздоровительном лагере на Арабатской стрелке, под его началом были введены в эксплуатацию два корпуса оздоровительного комплекса «Жемчужина» в Очакове и аквапарк на 800 посещений в сутки. Он гордится и этими объектами, «крайними» в длиннейшем списке им подобных. Ведь «не печаль и не блаженство жизни цель: она зовёт нас к труду, в котором бодро мы должны идти вперёд».
Завтра, 13 мая, Иван Михайлович Бернаков отпразднует свое 70-летие. Он благодарит всех, с кем его сводила судьба на николаевских стройках, объектах ЖКХ, во властных кабинетах, и в их числе А.Ф. Молчанова, Н.В. Бобырева, Н.В. Балакирева, Л.В. Кисличенко, В.П. Яковенко, В.И. Матвеева, В.А. Дыренко, Ю.И. Сандюка, А.Я. Бердникова, С.В. Прудкого и многих других.
А «Вечерка», в свою очередь, поздравляет с этой датой и его, и семью: двоих сыновей – Владимира и Дениса, жену Людмилу, которая много лет терпеливо проработала с ним плечом к плечу на «Николаевводоканале», в специнспекции по благоустройству горисполкома, и знакома с беспокойной, хлопотной, но нужной работой мужа не понаслышке. С юбилеем, Иван Михайлович!
Елена Кураса.
На снимках из личного архива И.М. Бернакова: «За спиной – весь город!»; он и бригада НСУ-28, монтировавшая памятник «Стальной солдат» в Новой Одессе; на строительстве НГЗ; члены исполкома Николаевского горсовета во главе с председателем А.Ф. Молчановым, 1990 год.
Комментарии
Отправить комментарий