Бизнес логика и (или) государственное управление
Жизненный цикл «красных директоров» в Украине подошел к своему историческому финишу. Союзные кадры состарились, а новый кадровый резерв управленцев высшего звена не готовился.
На первый взгляд это отлично, так как эпоха несостоятельного коммунизма (социализма) канула в лету, и мы пошли дальше.
Кто же остался в кадровом резерве или кого за 25 лет вырастила страна и система, находящаяся в переходном или диком капитализме - периоде накопления и перераспределения?
25 лет – срок, за который выросло поколение украинцев, не имеющее понятия об СССР - это поколение рыночной экономики.
При полном упадке государственного управления и несостоятельности проведения каких-либо значимых реформ в стране бизнес развивается, и развивается довольно успешно.
Следовательно, кадровый резерв развивается по бизнес-логике и довольно часто приходит в государственное управление или защищать свой личный бизнес или развивать его.
Но вот вопрос, реально ли бизнес-логику переносить на управление страной?
Видя тщетные попытки развития государственных институтов и их коммерциализацию в последние десятилетия, можно утверждать:
бизнес-логика при государственном управлении не работает.
И дело даже не в приоритетах, а в глубоком противоречии бизнеса и государства.
Там где бизнес позволяет себе зарабатывать - государство обязано защищать себя и свои рынки.
Ситуацию можно сравнить с многодетной семьей, где приоритетом является не силовое принятие решений в пользу одного члена семьи, а справедливое распределение и благ и ресурсов между всеми членами семьи для их гармоничного и максимально быстрого развития.
Если бизнес готов зарабатывать на контрабанде - государство обязано предотвращать этот процесс, руководствуясь государственной логикой и приоритетами.
К большому сожалению, в Украине, прикрываясь государственными интересами, во власть приходят бизнесмены, которые используют государственные институты не для развития страны и народа, а для собственного обогащения.
То есть, инструменты - государственные, а цели - личные.
А это уже не бизнес, а коррупция.
Так почему бизнесмены востребованы во власти?
Неужели отсутствие кадрового резерва государственных управленцев - единственная причина?
Тогда как объяснить феномен Трампа в США?
А объяснить довольно просто.
Нынешняя схема устройства и работы государства начала давать сбои и общество ищет другие формы и инструменты. Вполне естественно, что взор падает на успешных бизнесменов. Но общество пока не может сообразить, что бизнес-логика не применима на государственном уровне. Те успешные бизнесмены, которые попадают во власть и ограничены уже работающими государственными институтами (в таких странах как США) - будут входить в диссонанс с ними при принятии решений; а в тех странах, где государственные институты слабы (как, например, в Украине) - делать большое количество ошибок и разрушать государство дальше.
Все это происходит на платформе поиска новых форм построения государства и механизмов управления им.
В эру отсутствия информационных барьеров, существующие формы уже не приемлемы и отторгаются обществом. Правительства и народ (в лице более прогрессивно мыслящих его представителей) обязаны искать новые формы, при которых будет сохранено лицо государства для народа и приемлемые методы перераспределения ресурсов между народом и власть имущими. Нужен новый коллективный договор и красивая упаковка для сохранения управляемости.
Нужны команды, которые, во-первых, смогут выявлять настоящие приоритеты общества и предлагать пути их решения, понимая основную задачу государства и не отвергая ее.
Но готовых лидеров и тем более команд новой формации для государственной деятельности нет. Готовых систем государственного управления новой формации тоже нет.
Лидеров нужно готовить, системы – разрабатывать.
Разрабатывать с уже подготовленными лидерами и командами новой формации, владеющими новым мышлением и новыми механизмами коллективной мыследеятельности.
Раньше государственных деятелей готовили годами и десятилетиями (что в царские годы, что в советские), а теперь время упущено катастрофически. У нас нет ни десятилетий, ни даже годов.
А подготовка – очень важная часть.
Особенно, если учесть, что сегодня она должна быть очень быстрой.
И дело не в том, от бизнеса ли придет человек во власть, или с научной кафедры или всю жизнь был политиком или администратором.
И дело не в том коммунизм ли, капитализм ли мы строим или какую-то иную формацию.
А в векторе мышления и нравственности. Дело в самой мыслительной логике и парадигме. В его внутренних целях и устремлениях. В его готовности изменить свою мыслительную парадигму, изменив вид деятельности. И это самое главное.
В изменении бизнес-логики на логику государственного управления.
У государственного деятеля приоритеты – государственные, интересы – государственные, а не личные, и не клановые.
Отбирать и готовить нужно государственных деятелей с такими качествами.
Если народ ошибся с выбором, должны быть механизмы быстрой смены лидера.
Такие кадры смогут определиться и с тем, какую формацию сегодня актуально строить. И не в отрыве от народа, а в единстве с ним, основываясь на его чаяниях. А если нет – должны быть смещены и заменены другими.
Роль личности в истории человечества, стран, политике и т.д. никто не отменял. Здесь извечный вопрос о соотношении личного и коллективного, личного и общественного. О приоритетах и доминантах.
И выход один: в соединении личного и коллективного, личного и общественного, но, естественно, при соблюдении доминанты общественного, общечеловеческого.
Это обязательная доминанта для государственного деятеля.
Личные интересы смещаются в сторону моральную, нравственную, хотя это не значит, что не должно быть достойного материального вознаграждения за благие дела во имя человечества или страны, государства. Здесь уже должна быть сдвижка в сознании сограждан.
В советские годы в нашем сознании нивелировали правильное отношение к материальным благам, а в капиталистическом мире наоборот: мы получили излишний перекос в материальное.
А эти две важнейшие составляющие должны быть в гармонии: так как нет ни духа, ни духовности вне материи и материального.
Это, если говорить по сути.
А конкретные механизмы должны вырабатываться, продумываться для каждой конкретной ситуации свои. Но если приемлема суть, то продумать конкретику не проблема, а задача, при подготовленных мозгах.
Как видим, ответ лежит в рамках не старой, а новой парадигмы, где работает союз «и-и», вместо «или-или».
Говорят, современные квантовые детки уже так мыслят с рождения. Видимо, будущее за ними. А нам нужно научиться мыслить и жить в этом духе. Это наша задача: перестроиться, переформатироваться, а кому-то - просто быть собой.
Есть ли технологии быстрой переподготовки кадров с бизнес-логики на логику государственного управления, с парадигмы «или-или» на «и-и» с учетом доминанты конкретной ситуации и общего вектора развития?
Насколько мне известно, есть и есть давно.
А вот есть ли желающие обучаться и менять свою логику??
«Але я говорив і зараз ще раз скажу: я більше ніколи не буду голосувати за будь-кого, хто прийшов з бізнесу і заробляв гроші. Не тому що він дурний. А тому що він, окрім того, як навчитися заробляти гроші, більш нічого не вміє. От гроші заробляти він навчився дуже серйозно, але це для влади, для організації українського життя, для відповідальності за Україну, для прийняття рішень, які служать не бізнесу, і всій Україні – заважає. А мені потрібно, щоб ця людина буда навчена управляти Україною.
Ви ж подивіться на це мислення: «Чому ви обирали багату людину, скажімо, прем’єром чи президентом, чи головою Верховної Ради?», – «Тому що у нього вже є гроші, думав, що він не буде красти». Відповідь примітивна, тому що для багатої людини немає межі, де мало, а де багато грошей, вона загалом цього не рахує, їй чим більше, тим краще. Якщо люди це зрозуміють, то все буде вирішуватися через інтереси держави. Власні інтереси будуть відсунені, а будуть інтереси для задоволення духовних благ, сім`я, дружина, народ, діти – все це буде. Але де заробляти і дівати гроші – цього не буде.» Л. Кравчук первый Президент Украины.
Комментарии
Отправить комментарий